Доступен ли малышу мир чисел

Автор: Ольга Смирнова

Мышление ребёнка 2-3 лет имеет наглядно-действенный характер. Это означает, что познание окружающего мира, представление о количестве, форме, размере происходит в ходе изучения окружающих предметов. Чем более насыщенной будет развивающая среда вокруг него, тем лучше. В пределах досягаемости малыша всегда должны находиться матрешки, пирамидки, конструкторы, крупные деревянные бусы, мозаики разных цветов. Не препятствуйте ему осваивать и предметы взрослого обихода: банки для сыпучих продуктов, набор кастрюль и сковородок разного размера с небьющимися крышками. Заведите так называемую сенсорную коробку — её наполняют предметами, объединенными одним каким-то свойством. Например, ложками — одинаковыми по форме, но разной величины.

У математики — свой, особый язык. Как обучить этому языку? Просто говорить на нём с маленькими детьми. Именно так, стихийно, дети и учатся считать, взрослые обозначают количество числительными и многократно повторяют это для ребёнка. Так в его сознании появляется особая характеристика бытия — количественная.

Знакомимся с понятиями «один» и «два». Обратите внимание малыша на то, что у человека две руки и две ноги, два глаза и два уха, но один нос и животик. Соответственно, варежки и обувь всегда покупают и продают парами, а шапки — штуками. Попросите ребёнка подобрать пару к варежке, к носку. Учите его показывать на пальчиках свой возраст. Разыгрывайте с детьми потешки с числительными на пальчиках, а затем с использованием фигурок на столе.

Например:

Как на нашем на лугу стоит чашка творогу.
Прилетели две тетери, поклевали, улетели.

Рассказывая потешку, поставьте два пальца в ладонь ребёнка, изобразите, как птички клюют зернышки. А с числом «два» малыш знакомится, распевая песню «Жили у бабуси два веселых гуся».

Начальное представление об упорядоченной последовательности можно получить на примере нанизанных бус, гирлянд, на примере сказок, в которых действующие персонажи появляются один за другим, образуя упорядоченную цепочку. Как правило, в этих сказках последовательность строится по возрастанию или убыванию какого-либо признака, чаще — всего размера. Можно сказать, что эти сказки построены по принципу пирамиды или матрешки.

В повседневных ситуациях ребенок усваивает обобщённое представление о количестве. За обедом мы спрашиваем, положить ему много или мало пюре, картошки, каши. На прогулке попросите его насыпать в одно ведерко много песка, а в другое мало. Ещё одна обобщённая характеристика количества выражается словами «пустой» «полный». Эта характеристика относится к различным ёмкостям. За завтраком обратите внимание, что вы принесли полный чайник компота или чая, молока; полную кастрюлю супа, а затем она опустела — суп съели.

При одевании и раздевании самое время знакомиться с прилагательными, обозначающими размер предметов одежды, обуви. На прогулке сравните следы взрослого и ребенка. Обобщённое представление о размере формируется посредством слов «большой» «маленький». Предложите ребёнку подобрать для кукол одежду, посуду и мебель по размеру, сделать большие и маленькие куличики. Разложите в две коробки парные по названию, но контрастные по размеру предметы. Это могут быть суповая и чайная ложки, большой мяч и маленький. Предложите детям подобрать пары, называя, где большой предмет, а где маленький.

Чтобы помочь ребёнку усвоить понятия «длинный» и «короткий», поместите в коробку пояса разной ширины, ленты, нитки в клубках, прутики, карандаши. Сначала исследуйте вместе с ребенком содержимое, коробки, сопровождая комментарием каждую вещь. Потом предложите составить пары: длинная нитка — короткая нитка, длинный пояс — короткий пояс. Пусть малыш проложит между двумя игрушечными домиками длинную и короткую дороги.

К трём годам малыш вполне может доказывать и называть простейшие геометрические формы — круг, треугольник, шар, куб. Составить понятие о форме предметов поможет сенсорная коробка. Наполнит её сначала шариками разного цвета, размера, материалов – потом кубиками. Предложите малышу изготовить из полос бумаги колючки, цепочки.

Ссылка на основную публикацию

Adblock detector