Интеграция школьных психологов и детских психиатров

Автор: Галкин К.Ю.

Логично было бы предположить, что наиболее эффективны объединенные усилия всех этих специалистов. Однако, в силу различных обстоятельств, они достаточно разобщены.

Поэтому кооперация специалистов разных профессий при оказании помощи в сфере психического здоровья является на сегодняшний день наиважнейшей, но еще нерешенной задачей. До недавнего времени в России, несмотря на 70-летний зарубежный опыт (3), профессиональная психологическая и медицинская (психиатрическая) практика сотрудничали и координировали свою деятельность крайне недостаточно.

На этом фоне редким положительным примером интеграции является взаимодействие детской психиатрической службы г. Волгодонска со школьными психологами в период оказания помощи жертвам террористического акта — прогремевшего в 6 часов утра 16 сентября 1999 г. в г. Волгодонске взрыва, от которого в той или иной степени пострадало 15 тыс. человек.

Сотрудники группы оперативного психолого-психиатрического реагирования (ГОГШР) (такая нештатная группа при вице-губернаторе Ростовской области, курирующем социальную сферу, создана на базе кафедры психиатрии

Ростовского госмедуниверситета и привлекается к работе при массовых психогенных поражениях в случаях стихийных бедствий, техногенных катастроф и террористических акций) уже через 3 часа после взрыва были на месте и совместно со специалистами нашего психоневрологического диспансера (психиатрами, психологами, психотерапевтами, социальными работниками) приступили к организации и оказанию специализированной помощи пострадавшим.

Согласно аналитическим расчетам, ожидалось обращение за психолого-психиатрической помощью 10% непосредственно пострадавшего населения (около 1500 человек). Для оптимизации такой помощи был организован кабинет неотложной психолого-психиатрической помощи, куда, в конечно итоге, обратилось 1684 человека, из них 371 ребенок. В связи с большим потоком пострадавших детей аналитики ГОШТР предложили использовать программу «Дети», основанную на принципе максимального использования местных сил и делового сотрудничества с ними. (1, с. 387-394) Массовое острое психогенное расстройство психики у Волгодонских детей потребовало мобилизации школьных психологов и наиболее квалифицированных педагогов трех школ, расположенных на территории пострадавших микрорайонов, для первичной селективной работы в ходе сплошного обследования детей и выявления среди них нуждающихся в помощи психологов, психиатров и психотерапевтов.

Для координации наших действий мы провели совместную конференцию. Перед школьными психологами была поставлена цель — скрининговое обследование психического здоровья детей и подростков и выявление нуждающихся в психолого-психиатрической помощи. Кроме того, главный психотерапевт Ростовской области М.Е. Литвак провел трехдневный семинар по психотерапии для школьных психологов и педагогов.

За работу взялись 25 школьных психологов, которые обследовали 2800 учеников и выявили 52 ребенка, расстройство здоровья которых, как показали специфические признаки его клинической картины, имело прямую причинно-следственную связь со взрывом. Эти расстройства выражались в повышенной возбудимости или социальной замкнутости, нарушении сна в виде затрудненного засыпания, синдроме «фиксированного времени» (время взрыва как бы «фиксировалось», и дети внезапно, как от толчка, просыпались между 5 и 6 часами утра с чувством опасности) (2, с. 413-415), повышенной плаксивости, пассивности по отношению к учебе и ранее любимым занятиям, нарушениях адаптации, генерализованных страхах, ночных кошмарах, а также системных неврозах — заикании, тике, энурезе.   (4, с. 87)

Выявленные дети проходили лечение в детском отделении психоневрологического диспансера. После их выписки и возвращения к занятиям школьные психологи, в качестве этапа реабилитационных мероприятий, проводили их психокоррекцию, уделяя внимание также и членам их семей.

Опыт тесного взаимодействия детских психиатров и школьных психологов говорит о том, что интеграция между различными профессиональными областями, относящимися к сфере психического здоровья, способствует оказанию более эффективной помощи людям, особенно при чрезвычайных ситуациях с массовым количеством пораженных. Основным принципом такой интеграции должен быть мультимодальный подход, обеспеченный совместными семинарами и включением в программу обучения специалистов прагматичной выборки из всех направлений психологии, психиатрии и психотерапии.

Литература:

  1. Бедрик А.И., Бухановский А.О. Организация психиатрической помощи при террористических актах и техногенных катастрофах (Ростовский опыт) // Психиатрия на рубеже тысячелетия: материалы научно-практической конференции психиатров Юга России. 21-23 декабря 1999 г.. Ростов-на-Дону, 1999.
  2. Галкин К.Ю. Феномен «шести часов утра» как клиническая особенность психиатрических последствий террористического акта в Волгодонске // Психиатрия на рубеже тысячелетия: материалы научно-практической конференции психиатров Юга России, 21-23 декабря 1999 г., Ростов-на-Дону, 1999.
  3. Тодд Джудит, Богарт Артур К. (Judith Todd, Arthur С. Bohart). Основы клинической и консультативной психологии. М., Эксмо-Пресс, 2001.
  4. Невская Е.В. Взаимодействие школьных психологов с детской психиатрической службой в условиях чрезвычайных ситуации // Материалы конгресса по детской психологии, 25-28 сентября 2001 г. М., 2001.
Ссылка на основную публикацию

Adblock detector