Психологические проблемы родителей в семье с приемными детьми

Автор: Алтухов Н.И.

Социальные тенденции последних лет, получившие новый виток в связи с демографической политикой государства, направленной на усыновление (удочерение) и взятие под опеку детей-сирот и социальных сирот из детских домов и приютов, проявляют психологические проблемы родителей в таких семьях. Речь идет о психологической неготовности таких семей иметь детей.

В период 2007-2008 гг. за психологической помощью обратилось 4 семьи. Причем это как семьи, не имеющие детей в силу различных причин, так и семьи, уже имеющие детей. Родители (в основном, матери) обращаются с жалобами на безысходность, бессилие, повышенную раздражительность и тревогу, вспышки ярости и озлобленности, депрессивные тенденции. В процессе работы выясняется, что все это является следствием отношения к поведению ребенка (детей) в семье. Это поведение характеризуется тем, что ребенок «не слушается, не делает то, что ему говорят», «все делает по-своему, все делает не так», «бегает, бесится, кричит, мешает отдыхать», «пристает с глупыми вопросами», «обманывает, врет, ворует деньги из дома, лазит по карманам и шкафам», «все делает назло, проявляется глупая настырность», «не знает никакой меры».

Отметим, что речь идет о детях 5–9 лет. Поведение родителей характеризуется тем, что они кричат («я ору») на детей, лишают сладкого, а то и ужина, запрещают смотреть телевизор и играть на компьютере, часто наказывают физически. «Я не могу сдерживаться», «я чувствую постоянное напряжение от необходимости постоянно уделять ребенку внимание», «меня тяготит, что я должна его воспитывать», «постоянно накапливается негатив», «время от времени растет желание отомстить ему» – вот что говорят родители о своем состоянии и своих переживаниях.

В процессе психокоррекционной работы выясняется ряд установок, убеждений родителей данных семей.

1.»Он не такой, он должен быть другим, я хочу, чтобы он стал другим». Смыслом этих убеждений является то, что ребенок не соответствует неким (всегда абстрактным и неопределенным) стандартам. У родителей до усыновления (удочерения) в воображении, на основании «благих намерений», фильмов, книг формируется некий «идеальный», воображаемый образ ребенка, того, каким он ДОЛЖЕН быть. Но перед ними живой ребенок, уже имеющий какой-то жизненный опыт, стремления, желания. У родителей не сформированы отношения с ним и к нему, как это обычно бывает, когда воспитывают ребенка начиная с рождения. Есть некое «благое» убеждение, что все ДОЛЖНО сложиться само по себе. Они считают, что «облагодетельствовали» это существо и оно им ДОЛЖНО и обязано соответствовать их ожиданиям. Отсюда вытекает еще одно убеждение.

2.»Это отнимает много сил и времен, я не думала, что моя жизнь должна быть полностью подчинена ребенку». Привычный, устоявшийся за много лет уклад жизни рушится. Необходимо много сил, времени и внимания уделять приемному ребенку. А по сути ЧУЖОМУ человеку. ЧУЖОЙ человек вторгся в жизнь и ломает уже привычное и комфортное существование. От «благих намерений» не остается и следа. Мы наблюдаем достаточно жесткую ломку жизненных стереотипов, что далеко не каждый может вынести. Не каждый может адаптироваться к новым условиям жизни. Эта ломка стереотипов становится выраженным стрессом для приемных родителей, что приводит к известным нарушениям, как к психологическим, так и соматическим. А ведь даже заведение дома рыбок требует некоторой перестройки образа  жизни (кормление, уход). Но аквариум можно выбросить. А куда девать живого ребенка? Не зря будущие родители берут детей в семью «на пробу», временно, чтобы если что, можно было «вернуть» неугодного ребенка. Считаем это пагубной и антигуманной практикой детских домов и приютов.

Конечно, мы не описали весь круг проблем представленного явления. Мы хотели обратить внимание на то, что это явление есть. Мы обеспокоены здоровьем и качеством жизни как приемных родителей, так и приемных детей. Необходимы исследования этой проблемы, проведение целенаправленной и систематизированной разъяснительной и психо-коррекционной работы с семьями, желающими усыновить (удочерить) ребенка из детского дома или приюта. Возможно, эта деятельность если не решит проблему в целом, то в некоторой степени уменьшит тяжесть возникающих в связи с ней последствий и для детей, и для родителей.

Ссылка на основную публикацию

Adblock detector