Семья, как возможный источник формирования агрессивного поведения у детей

Детско-подростковая агрессивность является одной из  форм отреагирования  на физический и психический дискомфорт, стрессы, фрустрации. В формирование агрессивного поведения значителен вклад неблагоприятных микросоциальных воздействий, воспитания, структуры и психологического климата семьи. (Ковалев В.В.1995)

Задачей настоящего исследования являлось изучение роли семьи при формировании агрессивных форм поведения ребенка. Исследуемая группа в количестве 49 детей и несовершеннолетних обоего пола была отобрана из 542 детей, состоящих на диспансерном учете в городском психоневрологическом диспансере по признаку агрессивного поведения (конфликтность, частое инициирование драк, проявление физической жестокости по отношению к людям и животным). Таким  образом, дети с агрессивным поведением составили 9% от общего количества детей с различными психическими расстройствами, находящимися на диспансерном учете. Группа представлена, в основном мальчиками (95%) в возрасте 8-15 лет (средний возраст 13+2 года). У 37,5% из них выявлена резидуальная церебрально-органическая недостаточность (F06,6, F07.1, F07.2).

Проведен анализ семей детей с агрессивным поведением. Все семьи были условно разделены на 10 типов по уровню воспитательного потенциала (Миньковский Г. М.):

  1. воспитательно-сильные;
  2. воспитательно-устойчивые;
  3. воспитательно-неустойчивые;
  4. воспитательно-слабые с утратой контакта с детьми и контроля над ними;
  5. воспитательно-слабые с постоянно конфликтной атмосферой;
  6. воспитательно-слабые с агрессивно- негативной атмосферой;
  7. маргинальные: с алкогольной, сексуальной деморализацией и т.д.;
  8. правонарушительские;
  9. преступные;
  10. психически отягощенные.

Выявлено, что 57,5% проживает в семьях с низким или отрицательным педагогическим  потенциалом (5-й –10-й тип семьи). Из них 35% — семьи с постоянно конфликтной или  агрессивной атмосферой и родителями – алкоголиками. 30% детей воспитываются в семьях  4-го типа, в основном, это неполные семьи с низкими доходами, где утрачен контроль над детьми, которые оказались под влиянием общества неблагополучных сверстников. В психически отягощенных семьях проживают 5% детей. Доля воспитательно-устойчивых семей составила 7,5% (3 семьи), при этом в двух семьях данного типа (5%) воспитываются усыновленные  в раннем возрасте дети с малоизученным анамнезом.

Проведенное исследование позволяет высказать предположение о том, что агрессивное поведение связано не столько с наличием психической болезни, сколько с воздействием  негативных микросоциальных факторов, утратой или нарушением основных функций семьи таких, как воспитательная, эмоциональная, функция первичного социального контроля. Особенно неблагоприятным является их сочетание.

Литература:

  1. Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкий «Семейная психотерапия», Л. «Медицина», 1990г.  (9-10; 151-157).
  2. И.С.Кон «Психология ранней юности», М.,1989г.(249-254).
Ссылка на основную публикацию

Adblock detector