Магия: тайный и странный мир

Автор: Синельникова Е.Н.

Даже тех, кто обладает ясностью научного мышления, само слово «магия» притягивает своей особой привлекательностью. Джон Фрэзер — столп Британской социальной антропологии, определил магию как средство, позволяющее умному человеку доминировать над остальными, получать статус святых и богов после смерти, а иногда и при жизни.

В нашей стране наблюдается «бум» увлечения различными магическими обрядами. Как правило, нестабильность и идеологическая деградация толкает человечество в различные психические состояния, например, такие, как «магический психоз». Если есть спрос, будут и предложения. Достаточно зайти в любой книжный магазин, чтобы пополнить свои знания и практику всевозможными колдовскими заклинаниями, познакомиться с особенностями «черной» и «белой» магии. Откройте любую газету, и вы найдете на ее страницах многочисленные предложения — «полностью изменить жизнь без всякого усилия с твоей стороны».

Человек нуждается в магии для обеспечения уверенности в ситуациях неопределенности, так как он получает ряд готовых ритуальных актов и стандартных верований, помогающих укрепить оптимизм, поддерживать веру в победу надежды над отчаянием. Магия — это сказка для взрослых, которую они пытаются претворить в жизнь. Однако жизнь опасна и трудна, и, чтобы обезопасить себя, люди обращаются к магическим практикам. В то же время, с точки зрения социологов, магия – это вполне прозаическое, трезвое, расчётливое и даже грубоватое искусство, к которому прибегают из чисто практических соображений, в основе которых лежат наши примитивные и поверхностные верования, это искусство, сводящееся к выполнению ряда простых, однообразных приемов.

Среди различных магических действий рассмотрим обряд, обладающий силой воздействия на околдовывание человека. В обряд входит три типичных элемента. Первый — это фонетический эффект, то есть подражание естественным, природным звукам: шум волн, раскат грома, завывание ветра и т.д. Эти звуки выражают некоторые эмоции, связанные с желанием человека. Второй — это слова. Слово, как известно, лечит, но может и убить. В данном случае слово — это средство, вызывающее определенные события, достижение цели, управление ходом вещей. Третий элемент — колдовство, то есть миф, ссылающейся на наших предков и героев. Таким образом, магия воплощается человеком и выполняется им, толкает его на определенные действия для достижения целей в любви, бизнесе, болезнях и смерти.

Магия является достоянием человека, основанным на культурных традициях, подтверждающим существование особой власти, силы, помогающей осуществить человеческие цели и желания. Магию можно назвать специфической, уникальной властью, принадлежащей только человеку, посвященному в магическое искусство, передающееся волшебной силой обряда.

Человек, посвященный в магическое искусство, обладает способностью «наслать порчу», приводящую к смерти, и, наоборот, «наслать порчу» и тем самым спасти от болезней. Данный посвященный управляет ходом событий, берет на себя силу Бога. Превращение в сказку действительности эффектными, приемами подавляет психику человека, его самочувствие, а самое главное, укрепляет веру в силу колдовских действий. Данный человек делает свой невроз своей профессией, и, поскольку современные люди постоянно погружены в ситуацию стресса, то они живо сопереживают ему. Жизнь на грани риска и страха требует регулярного освобождения от этих чувств, и посвященный осуществляет это ощущение, пользуясь приемами магии. Неудивительно, что подобные люди становятся важными и влиятельными и даже вызывают страх и поклонение обывателей. Пример тому — одиозная фигура Григория Гробового.

У читателя может возникнуть вопрос: «Почему же умные люди поклоняются ошибочности магии? Почему кому-то нравится быть объектом власти другого?». Вот тут мы обратимся к тем, кого одурачивают, обещая воскресить умерших. Попытаюсь описать психологический портрет человека, верящего в чудо магии. Это, как правило, люди, подверженные различным страхам, с довольно низкой самооценкой, избегающие ответственности за себя и свою жизнь.

Они-то и являются объектами воздействия магических обрядов. Их уязвимые черты характера — это крайняя впечатлительность, эмоциональная неустойчивость, проявляющиеся в восторге от радостных событий и в отчаянии от печальных. От страстного ликования до смертельной тоски у них – один шаг. Тревожные люди также подвержены влиянию колдунов, магов. Ведущей чертой данных личностей является боязливость, приводящая к робости, покорству, униженности. Таким образом, личности, верящие в колдовскую силу, имеют довольно специфические характеристики. Эти люди нуждаются в личном авторитете колдуна, потому что так проще, плати деньги и никакого усилия со своей стороны, чтобы решить проблему. Подобные завсегдатаи магов, колдунов всегда будут нуждаться в каких-то приворотах, заклятиях, обрядах.

Так спокойнее. По существу, наблюдается процесс переноса ответственности на другого. В сознании подопечного появляются следующие мысли: «если он, то есть маг, не побоялся ответственности, значит, ему можно доверять».  Постепенно доверие перерастает в безоговорочную веру. Отсюда объясняется феномен выздоровления, снятия порчи, улучшения жизни. Наше сознание так устроено, что один успех легко перевешивает множество неудач. Мы фиксируем свое внимание на тех жизненных ситуациях, в которых магические ритуалы приносят успех, своей решительностью полностью вытесняют все случаи, когда жизненная цель не была достигнута.

Магия зиждется на специфическом опыте особых эмоциональных состояний, в которых человек наблюдает самого себя. В данном случае истина постигается не разумом, а игрой чувств, и последние очень часто берут верх.

Итак, посмотрев с высот нынешней цивилизации, нетрудно заметить грубость и несостоятельность магии. Нам, людям, живущим в беспокойное время, необходимо понять: путь к знанию труден, путь к вере в колдовскую силу прост и примитивен. Верить во что-то иррациональное, силу кого-то сверхъестественного или познавать себя и окружающий мир? Выбор — за вами.

Ссылка на основную публикацию

Adblock detector